Меню

Администрация города Невинномысска

14.02.2023 16:20 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Как мошенники выдают себя за техподдержку "Госуслуг"?

Информационный портал "Финансовая культура" информирует! 

"Моя мама обычно оплачивает счета за квартиру через сайт «Госуслуги». Считает, что это надежнее, чем через банк.

Недавно ей в мессенджер пришло уведомление якобы от «Госуслуг». На аватарке стоял их логотип, так что ее ничего не смутило. В сообщении было написано, что ей пришел счет за коммунальные услуги на сумму 5276 рублей. Там же сообщалось, что на портале сейчас технические проблемы и погасить задолженность можно по резервной ссылке. В качестве извинения за неудобства всем пользователям сделают скидку 30%, если оплатить квитанцию до конца дня.

Мама обрадовалась скидке, перешла по ссылке и ввела все данные карты. Как только она нажала «Оплатить», у нее зазвонил телефон. Мужчина представился сотрудником банка и сказал, что с ее карты сейчас проводится подозрительная операция — на номер счета, который в базе банка значится мошенническим. Чтобы отменить списание, нужно назвать код из СМС. Мама растерялась, увидела пришедший код и тут же озвучила его.

После этого мужчина положил трубку, а мама увидела еще одно СМС от банка: с карты сняли 20 000 рублей. Только тут она внимательнее прочитала первое сообщение с кодом — оказывается, там говорилось о подтверждении перевода денег, а не об отмене операции.

В этот момент мама позвонила мне. Я сказал ей срочно набрать номер горячей линии банка и разобраться, что случилось.

Она так и сделала. Менеджер по телефону подтвердил, что сумма действительно списалась, и предположил, что деньги ушли мошенникам. Он порекомендовал заблокировать мамину карту, чтобы преступники не обнулили ее счет полностью. Затем он посоветовал подойти в ближайший офис банка, чтобы перевыпустить карту и подать заявление о незаконном переводе", — Ренат, г.Сочи.

Эксперты сайта "Финансовая культура" отвечают!

Злоумышленники проворачивают все более сложные схемы с помощью социальной инженерии. Маме Рената мошенники сначала написали от имени «Госуслуг» и перенаправили ее на фишинговую страницу с фальшивой формой оплаты. Когда женщина ввела данные карты, аферисты, вероятно, тут же вбили их на одном из сайтов для денежных переводов. Там понадобилось подтверждение операции — поэтому они под предлогом отмены подозрительной транзакции выманили у мамы Рената еще и код из СМС.

Мошенники могут повторно использовать реквизиты карты, чтобы воровать с нее деньги, поэтому банк совершенно правильно предложил заблокировать и перевыпустить ее.

При этом финансовые организации не обязаны возмещать потери человеку, который сам по неосторожности выдал аферистам секретную информацию. Но подать в банк заявление о незаконном переводе все же стоит. Финансовые организации отправляют такие жалобы в Банк России, который составляет единую базу данных мошеннических карт и счетов. У всех российских банков есть доступ к этой базе, и если они находят в ней реквизиты своего клиента, то блокируют ему все карты и останавливают его переводы. Чем больше заявлений от пострадавших, тем быстрее преступникам перекроют доступ к чужим деньгам.

Также маме Рената нужно обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Необходимо подробно изложить все обстоятельства: с каких номеров злоумышленники выходили на связь, какую легенду использовали. По возможности приложить ссылку на мошеннический сайт и скриншоты.

Как обезопасить себя?

Злоумышленники пользуются тем, что в мессенджерах сложно проверить, кто именно к вам обращается. Они ставят на аватарки логотипы «Госуслуг», банков или интернет-магазинов и под разными предлогами пытаются выманить деньги и реквизиты карт пользователей. Например, аферисты могут предлагать скидки на товары и услуги, обещать оформить денежные компенсации.

Если кто-то выходит с вами на связь в мессенджере, соцсети, по электронной почте от имени какого-то ведомства, банка или магазина, лучше не поддерживайте разговор и не переходите по ссылкам из сообщений. Узнайте контакты организации на ее официальном сайте, самостоятельно свяжитесь с ней и уточните, действительно ли с вами общались ее сотрудники.

С помощью фишинговых сайтов мошенники охотятся не только за реквизитами карт, но и за другой секретной информацией. Например, если вы по невнимательности введете логин и пароль от своего настоящего аккаунта на «Госуслугах» на поддельном сайте, то дадите доступ к своему профилю преступникам. А они могут оформить кредит на вас, используя номер вашего паспорта и другую персональную информацию.

Прежде чем авторизоваться или вбивать номер своей карты на каком-то сайте, очень важно проверить его адрес. Если он отличается хотя бы одним символом от привычного — скорее всего, это клон, созданный преступниками.

45